ternovskiy (ternovskiy) wrote,
ternovskiy
ternovskiy

Как и на чем печатают современное фотоискусство.

Начиная свой рассказ о творческой группе ZOLF, я обещал рассказать о том, каким образом создаются эти фотографии, обрабатываются, печатаются и оформляются.

О создании речь шла в прошлых частях, а сегодня поговорим о том, как они обрабатываются (в первую очередь снимки Льва Грановского, сделанные на Хассельблад), печатаются и оформляются.

После того, как снимок сделан, он отправляется к специалисту компании Prolab – Диме Шевлякову. Именно он готовит фотографии к печати.

IMG_5057 мини



На мониторе у Димы - снимок Льва Грановского:

Эта панорама состоит из 5 вертикальных и 15-20 горизонтальных рядов снимков, снятых на многопиксельный фотоаппарат Хассельблад, каждый из которых весит по 240 мб в тифе. Эту картинку Дима делал практически всю рабочую неделю и её спокойно можно напечатать 6 метровой шириной. Но, в случае с этим снимком его специально ужали до трех метров, а то ведь редкий клиент имеет свободную 6-ти метровую стену для такой фотографии.

Да бывают и побольше стены и клиенты соответствующие - скажет читатель. И будет прав.

Тому пример – 15-ти метровое изображение, украшающее одну из стен на территории Мосфильма.

Заказчик очень любит Францию и для него сделали целую улицу с понравившимися ему домами. А красивая ограда родом из Санкт-Петербурга:

IMG_5092 мини

На Мосфильме выклеили эту стену только для того, что бы посмотреть, как будет выглядеть эта картина в реальности (на мониторе-то вообще ничего не разглядишь). Оказалось, что некоторые флигели смотрят в разные стороны и много других мелких недочетов. В финальном варианте, отправленном заказчику, всё было исправлено и сейчас это изображение украшает его дом:

IMG_5095 мини

Понятное дело, что такую огромную картинку во всю стену никто не напечатает одним куском. Здесь склеенные листы шириной 1,27 метра и высотой 3 метра. А почему нельзя шире? - спросит читатель. Да потому что нет таких машин - ответит современное фотоискусство.

Итак, после того, как Дима подготовит файл к печати, фотография отправляется в место своего рождения (каждый настоящий любитель фотографии именно печать снимка считает его рождением).

Начинается этот процесс в уникальной машине LightJet 430. Это цифровые лазерные фотопринтеры, экспонирующие фотобумагу максимальной шириной 127 см. Размер отпечатка, таким образом, достигает 1.27х3.00 метра. Оборудования, способного напечатать снимок шире 127 см, в России нет.

Таких машин в нашей стране всего четыре, все в Москве. Каждая стоит около 200 тысяч долларов. Это самые современные на сегодня технологии цифровой фотопечати:

IMG_5061мини

В Prolabe таких машин – две. Ещё две в дружеской московской фотолаборатории.

В Москве есть еще оборудование, работающее с теми же размерами, но конструктивно другое (они более древние, технологии появились в начале 90х), компании Durst, называются Lambda. Их в Москве тоже четыре. Отличаются от LightJeta принципом развертки лазерного луча (в первом случае, LightJet, луч разворачивает бешено вращающимся зеркалом, установленным напротив лазерной пушки, двигающейся на пневмоподушке по сердечнику огромного барабана, на внутренней стороне которого зафиксирована фотобумага эмульсией вовнутрь. Во втором случае, бумага двигается по столу (станине) с помощью пошагового двигателя, а луч разворачивается поперек движения материала с помощью специальной оптической призмы.

В мире ничего лучше пока не придумано. Разрешение печати устройств в терминах струйной печати около 4000 dpi.

Загружаем фотобумагу для экспонирования:

IMG_5068мини

После экспонирования фотобумага в темной комнате перегружается в проявочную машину с шириной рабочей зоны 140 см. После автоматической проявки и сушки, отпечатки отправляются на ламинирование и/или монтаж на основы.

Перекладывание фотобумаги в эту машину происходит за стеной. Тут снимки проявляются и сушатся:

IMG_5069 мини

Рождение снимка:

IMG_5071 мини

Вариантов, на чем печатать снимки сегодня не мало.

IMG_5072 мини

Изображение больших размеров, больше, чем 40х60 см, как правило, требует фиксации на каком-либо ровном материале (фотография сохнет, сжимается сама и искривляет материал, на который приклеена). Самыми лучшими основами считаются армированный пенокартон (Kapa Fix) или композитная алюминиево-пластиковая плита Dibond.

Пример оформления снимка с помощью пенокартона.

Берется готовый отпечаток:

IMG_5074 мини

Подготавливается основа, на которую приклеен двусторонний скотч:

IMG_5075 мини

Тут важно не поймать «воздушных пузырей», поэтому надо тщательно очистить поверхность и ровно приклеить снимок:

IMG_5076 мини

IMG_5077 мини

Край фотографии клеится к скотчу и кладется на специальную накатывающую машину:

IMG_5078 мини

Снимок переворачивается через барабан, скотч снимается и машина прокручивает вал, который с помощью пресса накатывает изображение на пенакартон:

IMG_5081 мини

Таким же образом изображение можно прикрепить к более крепкой основе - композитной алюминиево-пластиковой плите Dibond:

IMG_5088 мини

Затем накатанное на основу изображение оформляется в паспарту и багет или с оборотной стороны к нему крепится алюминиевая рама, которая называется в узких кругах "шасси".

Есть еще уникальный способ фиксации изображений, называемый "пластификацией". Этот метод около 25 лет назад придумали два швейцарских немца в местечке Diasec. Фотоизображение "сращивается" со специальным акриловым стеклом с помощью специального геля. Когда гель высыхает при определенной температуре и влажности, а на это требуется несколько дней, фотография как бы "вплавлена" в акрил. В изображении дополнительно появляются большая яркость и глубина. Изначально метод был придуман для консервации цветных отпечатков, но в пластификации цветные фотографии выглядят просто потрясающе!

Пластик может быть разной толщины:

IMG_5090 мини

IMG_5099 мини

А делается это так: готовый снимок приносят на производство и на вот этой машине выпиливают кусок специального пластика необходимого размера:

IMG_5101 мини

IMG_5106 мини

IMG_5109 мини

Потом снимок и пластик соединяют с помощью специального геля с секретным составом вот на этой сверхсекретной машине:

IMG_5117 мини

Потом, при определенной температуре и влажности всё сохнет несколько дней.

Для защиты изображения с оборотной стороны можно приклеить Dibond или другой защитный материал:

IMG_5113 мини

Похожий на пластификацию эффект может произвести фотоматериал, который называется IlfoFlex, однако из-за его высокой стоимости позволить его использовать может далеко не каждый:

IMG_5115 мини

По мнению специалистов Пролаба особых прорывов в технологиях фотопечати ждать не стоит. Скорее будет развиваться именно направление оформления фотографий новыми материалами.


А на днях состоялась презентация проекта творческой группы ZOLF.

IMG_5128 мини

Как раз их работы и оформлены с помощью метода пластификации изображения, а так же при использовании материала IlfoFlex:

IMG_5122 мини

IMG_5124 мини

IMG_5126 мини

IMG_5127 мини

На открытии присутствовали двое из трех участников группы ZOLF – Лев Грановский и Даниил Яковлев. К сожалению, третий участник ZOLF - Михаил Шлемов, не смог присутствовать на открытии.

Лев Грановский, Даниил Яковлев и Николай Канавин (руководитель Prolab):

IMG_5163 мини

Лев Борисович только вернулся с Гавайев, где снимал извержение лавы, а уже не может говорить ни о чем, кроме того, что в Исландии сейчас тоже началось какое-то извержение и он уже пакует чемодан и думает, каким образом подобраться к месту события поближе (с двумя генеральными директорами компании Kodak в России – действующим Фиделем Эрранцем и прошлым – Кириллом Яновским):

IMG_5138 мини

IMG_5177 мини

Частый гость на Мосфильме – Игорь Верник. Не смотря на обилие цветных картинок вокруг, просил подобрать ему что-то черно-белое:

IMG_5194 мини

Познакомился с Лео Габриадзе. Да-да, тем самым, который играл скрипача в кинофильме «Кин-дза-дза!». Его отец – Резо Габриадзе автор огромного количества любимых всеми фильмов, среди которых «Не горюй», «Мимино», «Чудаки», «Кин-дза-дза!», «Необыкновенная выставка», «Паспорт» и др. Сам Лео известный рекламный режиссер.

Поговорили о кино и фотографии. Лео считает, что во всем главное – драматургия. Сделать так, что бы зритель не смог оторвать взгляд от изображения. Что и продемонстрировал в кадре с Николаем Канавиным:

IMG_5186 мини

Пользуясь случаем напросился к Лео на съемки его первого фильма – «Колотилов». Делает фильм компания «Базелевс», соучредителем которой он является. Основал же её Тимур Бекмамбетов в 1991 году. В студии «Базелевс» были произведены такие фильмы, как «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение» и совместный проект с американской кинокомпанией «Universal Pictures» — «Особо опасен».

Где-то в июне, если всё будет хорошо, ждите репортаж со съемочной площадки!

Репортаж Миши Перлова с открытия ZOLF.
Tags: prolab, Галерея на Мосфильме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →